Автор работы:
Федотова Анастасия.

Работа посвящена Шиманович Евдокие Григорьевне.
В феврале 1941 года Евдокия была принята на работу в отделение МТС Даурского сельпо в должности – продавец. Так и встретила она войну.
К концу октября Евдокию Григорьевну перевели председателем Даурского сельпо, к которому присоединили торговые точки двух сокращённых сельпо – Ермолаевского и Красноключинского. В её ведении находились даурская пекарня, работавшая в три смены, а также столовая.
Вскоре после начала войны ввели хлебные карточки. По ним норма хлеба была: не больше 600 граммов – на одного рабочего, 400 граммов – на детей, 300 – на иждивенцев, а то, бывало, и совсем не давали. Все, кто имел детей, обязаны были водить их в ясли или садик, а сами - работать. На территории Даурска была артель инвалидов имени Сергея Мироновича Кирова. Она работала по заказу военного ведомства: шила полушубки для фронта, катала валенки, вязала носки, рукавички. Организации и отдельные семьи часто отправляли на фронт посылки, в которые клали необходимые солдату вещи: бритву, махорку, кисет, носки и многое другое. Евдокия Григорьевна вспоминает: « Мы одно время клали сухари, но брат написал, что хлеба им хватает, и сухари посылать не стоит. Для поддержки боевого духа фронтовиков мы писали письма «заочникам» - солдатам, у которых не было родственников. Адреса нам давал военкомат».
В колхозах не хватало кормов для скота, поэтому собирали на полях солому и мякину. Особенно тяжело приходилось дояркам – доили по 25 коров и сами же ездили за сеном. Семья Евдокии Григорьевны жила на краю села, и по утрам зимой она видела, как колхозницы рано утром ехали за сеном обозом – на четырёх или пяти лошадях.
В конце 1943 года на фронте под Смоленском погиб её старший брат – Абрам Григорьевич Баян, а младший Николай – был тяжело ранен. Сестра Надежда Григорьевна ушла добровольцем на фронт. Дома оставалось ещё семь человек, из них четверо - дети. Евдокия и сестра Матрёна работали, а мать управлялась со всем хозяйством и смотрела за детьми.
Год 1944 был самым тяжёлым для семьи Евдокии Григорьевны, и для всего народа. Люди уже устали от невыносимо тяжкого труда, в магазинах почти не осталось продуктов и необходимых вещей. По хлебным карточкам получали крохи. Люди только и жили тем, что держали корову, поросёнка, для которых тоже надо было заготавливать корма. Сено косили до самого снега, подбирали на полях солому и мякину и возили вручную на тележках домой. С обувью и одеждой тоже было плохо: собирали всё старьё, ремонтировали и носили.
9 мая 1945 года на улице было тепло и солнечно. Ранним утром, семья Евдокии Григорьевны услышала по радио сообщение о победном окончании войны.
«Прибежала соседка с криком: «Ох, тётечка, ох, тётечка, война кончилась!». Мы, ошеломлённые радостной вестью, забегали по избе, веря и не веря. Мама и сестра выбежали на улицу, одна побежала в одну сторону, другая – в другую с криком, что кончилась война. Настолько огромна была радость, что не знали, как её выразить. Люди бегали по улицам, плакали, целовались, шумели. Около клуба состоялся митинг, и такого многолюдья село ещё не видело. Пространство от школы до улицы Советской было заполнено народом. Даже на ограду клуба взгромоздились люди. Когда мы подошли ближе, на трибуне уже выступал, поздравляя с победой, военный, весь в орденах и медалях. Выступавших было много – секретарь райкома, председатель исполкома, представители райкома комсомола, школы, пионерской организации. И вдруг на трибуна поднялись дочка с матерью. Поклонилась девочка всем, поздравила с победой, а потом и говорит: «Вот и мой папка теперь придёт – война закончилась!». Тут мать взяла её за руку, прижала к себе и сильно заплакала, да и все стоявшие вокруг тоже прослезились. Дело в том, что мать девочки недавно получила «похоронку» с фронта.
Митинг закончился, и все услышали мощный гудок парохода, который шёл сверху от Усть-Погромной, и подавал частые сигналы. Народ бросился к пристани. Пароход приблизился, и мы увидели, что он весь разукрашен флажками, транспарантами. На палубе слышались песни, звуки гармошки, весёлый шум. С подошедшего парохода спустили трап, и стали сходить матросы. Да не просто сходить: впереди шёл матрос с «трёхрядкой», за ним другие – с пляской вприсядку. После них и пассажиры сошли на берег, плача и смеясь от радости. Все обнимались, целовались, поздравляли друг друга. Такого зрелища, такой радости и братской любви мы не видели за всю жизнь!».

Сведения о педагоге, оказавшего помощь в подготовке конкурсной работы:
Потылицына Тамара Николаевна - учитель начальных классов, педагог дополнительного образовании.

Последнее изменение: Суббота, 7 марта 2015, 07:36